«Реализация положения Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и практическое применение мер направленных на повышение энергетической эффективности в электрических сетях ОАО «Волгоградоблэлектро».

Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ, являются огромным резервом отечественной экономики.

 

Важность названных мероприятий неоднократно подчеркивалась высшим руководством страны.

Так в ходе заседания президиума Государственного совета 11 марта 2011 года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил остро назревшую необходимость  модернизации инфраструктуры энергетической отрасли, и принятие срочных мер по повышению её эффективности.

 

Во исполнение требований законодательства и задач, поставленных Президентом и Правительством России, ОАО «Волгоградоблэлектро» разработало долгосрочные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на период  до 2020г., которые в полном объеме вошли в Региональную, а затем и в Государственную программу Российской Федерации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

 

Общий объем затрат на выполнение всех предусмотренных программой мероприятий составил более 4,5 млрд. руб.

 

В программу вошли следующие основные разделы:

1)   Мероприятия по модернизации  трансформаторных  подстанций  с  заменой  силовых  трансформаторов и реконструкцию ВЛ-0,4 кВ с заменой магистрального провода и вводов в здания на СИП;

 

2)   Обеспечение  учета  используемых  энергетических  ресурсов;

 

3)   Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта.

        

Подробно суть основных мероприятий программы энергосбережения ОАО «Волгоградоблэлектро» заключается в следующем:

  1.  

В рамках повышения энергетической эффективности оборудования электрических сетей, надежности и качества электроснабжения потребителей запланированы мероприятия направленные на снижение процента износа электрических сетей и уменьшения уровня потерь электроэнергии при ее передаче.

 

Планируется замена  более  1100 силовых  трансформаторов  на новые с улучшенными эксплуатационными характеристиками,  имеющие значительно  меньшие  паспортные  потери  холостого  хода  и  короткого замыкания, специальное симметрирующее устройство для  исключения неравномерности нагрузки фаз.

 

Уже в текущем году силами ОАО «Волгоградоблэлектро» произведена замена 196 силовых трансформаторов на новые,  планируется  до конца года заменить всего 235 шт.

 

          В части мероприятий по модернизации электрических сетей 0,4 кВ, снижения  технологических  потерь  электроэнергии  в линиях, предусмотрена реконструкция 609 километров  ВЛ - 04 кВ с заменой магистрального неизолированного провода и 23,5 тысяч вводов в жилые дома на самонесущий изолированный провод.

 

Отмечу, что за предыдущий период уже была выполнена реконструкция и строительство новых ВЛ-0,4 кВ общей протяженностью более 150 километров с использованием самонесущего изолированного провода. Заменено вводов в жилые дома частного сектора более 30 тысяч единиц.

 

В текущем году уже выполнена реконструкция 40,5 км ВЛ-04 кВ с заменой провода и 6,5 тыс. вводов в жилые дома. С начала этого года запланирована реконструкция 155 км ВЛ-04 кВ с заменой провода и замена 8,9 тыс. вводов.

 

 

Расчеты, проведенные специалистами предприятия показали, что только применение   самонесущего изолированного провода  обеспечит следующий положительный эффект:

 

  1. Резкое снижение (до 80 %) эксплуатационных затрат;
  2. Снижение  технологических  потерь  электроэнергии  в линии за  счет уменьшения более чем в три раза реактивного сопротивления изолированных проводов по сравнению с неизолированными;
  3. Значительное  снижение  несанкционированных  подключений  к  линии и, следовательно, снижение  хищений  электроэнергии, т.е.  коммерческих  потерь;
  4. Простоту монтажных работ, возможность подключения новых абонентов под напряжением;
  5. Высокую пожаробезопасность линий, связанную с исключением коротких замыканий при схлестывании фазных проводов;
  6. Улучшение общей эстетики внешнего облика городских и сельских поселений.

2.

          Обеспечение  учета  используемых  энергетических  ресурсов.

          На сегодняшний день ОАО «Волгоградоблэлектро» обеспечивает транспорт электроэнергии по своим сетям 290 тысячам потребителей.

Из них 282 тысячи составляют физические лица и 8,5 тысяч юридические лица.

 

В эксплуатации находится 303,2 тысячи приборов учета электроэнергии установленных у потребителей.

 

На протяжении четырех лет персоналом Общества проводилась плановая работа по замене  приборов учета электроэнергии, которые не соответствовали требованиям нормативных документов. За это время заменено 132 тысячи приборов учета. Еще 49 тысяч приборов учета с классом точности 2,5 подлежат замене по истечению срока государственной поверки.

 

           В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ ОАО «Волгоградоблэлектро» одним из первых в регионе начало проводить планомерную работу по оборудованию общедомовыми приборами учета электроэнергии многоквартирных жилых домов.

 

Всего в зоне обслуживания предприятия требуют установки общедомовых приборов учета 3418 многоквартирных жилых домов.

За семь месяцев 2011г. силами ОАО «Волгоградоблэлектро» уже оборудовано общедомовыми приборами учета 2626 многоквартирных жилых домов.

 

Учитывая, приведенные показатели предприятие планирует завершить эту работу  на 100% до конца 2011года. 

 

           Также отмечу, что работа по оборудованию многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета является не единственным приоритетным направлением в деятельности ОАО «Волгоградоблэлектро».

 

Так, на  сегодня полностью завершена четырехлетняя работа предприятия по установке технического учета с программой анализа потерь электроэнергии, которая позволяет своевременно выявлять случаи задолженности по оплате за отпущенную электроэнергию, а также выявлять сверхнормативные потери электроэнергии.

 

Всего в рамках этих мероприятий было установлено 2 335 приборов технического учета электроэнергии.

 

            В 2010г. ОАО «Волгоградоблэлектро» введена в промышленную эксплуатацию система АИИС КУЭ, которая охватывает весь верхний периметр по точкам поставки электроэнергии в сети ОАО «Волгоградоблэлектро». 

 

В 2011г. продолжена дальнейшая модернизация и совершенствование системы АИИС КУЭ, в том числе оснащение техническими средствами дистанционного съема информации энергопотребления у абонентов бытового сектора.

 

Таким образом, говоря об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, следует в первую очередь рассматривать 2 составляющих, которые в конечном итоге будут способствовать снижению потерь электроэнергии в сетях, и как следствие позволят достичь снижения тарифов в электроэнергетике, это:

 

  • Модернизация электрических сетей;
  • Повсеместное оснащение энергопринимающих устройств современными приборами учета электроэнергии.

 

В то же время, существующая законодательная база не содержит комплексного, системного подхода для достижения поставленных целей именно в электроэнергетике, поскольку задачи в области энергосбережения распределены локально.

 

Так каждый субъект электроэнергетики должен разработать и исполнить свою собственную программу энергосбережения, самостоятельно решив вопросы её финансирования.

 

Поскольку сетевые предприятия осуществляют регулируемый вид деятельности, они, не имея иных источников финансирования,  вынуждены реализовывать свои программы энергосбережения за счет тарифов, которые не отвечают реальным потребностям  для исполнения программ модернизации электросетевого хозяйства.

 

Например, в рамках программы энергосбережения ОАО «Волгоградоблэлектро» на 2011 год запланирована реконструкция 155 км. линий электропередачи.

 

Учитывая, что на балансе Общества насчитывается 6465 км. линий, за один  год предприятие в состоянии реконструировать не более 2,3% линий.

 

Не лучшим образом ситуация обстоит и с имеющимся парком силовых трансформаторов, поскольку при общей их численности в 2321 шт., и существующем тарифном регулировании потребуется 11,5 лет для их замены на современные.

 

Таким образом, учитывая средний срок службы линии электропередачи в 20 лет и силового трансформатора – 30 лет, процесс модернизации оборудования в условиях недостаточного финансирования будет носить перманентный характер, и не приведет к желаемым результатам.

 

Более того, принимая во внимание постоянное удорожание материалов и оборудования, тарифы на услуги естественных монополий в электроэнергетике будут только возрастать.

 

Считаем, что Федеральный закон «Об энергосбережении» нельзя  рассматривать в качестве окончательного решения вопроса повышения энергоэффективности в Российской Федерации.

 

Закон содержит всего лишь перечень основных мероприятий, которые необходимо осуществить для достижения поставленной цели. Но до тех пор, пока исполнение  мероприятий по энергосбережению будет возлагаться исключительно на плечи потребителя и сетевой организации, Закон в полную силу работать не будет.

 

Полагаем, что необходима разработка комплекса нормативных документов, регулирующих различные аспекты энергоэффективности на федеральном и региональном уровне.

 

И в первую очередь, необходима национальная программа модернизации электроэнергетической отрасли, которая предусматривала бы четкую систему финансирования мероприятий по вертикали, начиная от федерального бюджета и заканчивая бюджетами муниципальных образований.

 

Так за счет средств федерального бюджета, по образцу механизма развития газовой отрасли, должны быть модернизированы объекты федеральной сетевой компании России.

 

Далее по нисходящей линии за счет бюджетного финансирования должна произойти модернизация энергообъектов компаний, находящихся в собственности субъектов РФ и, соответственно, муниципальных образований.   

 

Ставки платы на развитие объектов электросетевого хозяйства из тарифов для конечных потребителей должны быть исключены полностью, поскольку этот механизм показал свою полную несостоятельность.

 

Он не только не покрывает и 10-й части затрат необходимых для комплексной модернизации, но  к тому же является мощным фактором необоснованного роста тарифов для конечного потребителя.

 

Также отмечу, что другим немаловажным  аспектом национальной программы модернизации отрасли должно стать регулирование отношений между государством и бизнесом.

 

Невозможно в общенациональном масштабе решить проблему энергоэффективности за счет потребителя, и привлечь частные инвестиции в электроэнергетику, не создав для этого благоприятные условия бизнесу.  

 

Одним из выходов из создавшегося положения видится стимулирование на федеральном уровне перехода бизнеса на энергоэффективную политику путем установления экономических рычагов, в том числе предоставление налоговых льгот, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

 

В заключении еще раз отмечу, что развитие электроэнергетики России должно стать одним из ключевых национальных проектов возрождения экономики России. 

подписка на новости
 
информационные спонсоры и партнёры ГК ЭВР
 
сотрудничество
 
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ © 2003—2011 ГК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ РОССИИ