ПРОВЕДЕНИЕ СОГЛАСОВАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ, ВНЕДРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ РЗА И ПА В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Обеспечение надежной и устойчивой работы отдельных и объединенных энергосистем, а также Единой энергосистемы России (ЕЭС России) в целом в определяющей мере связано с надежностью функционирования релейной защиты и линейной автоматики (РЗА) и противоаварийной автоматики (ПА), предназначенной осуществлять быструю и селективную автоматическую ликвидацию повреждений и аварийных режимов в электрической части энергосистем.

 


В современных условиях на стадии завершения реформирования электроэнергетики, когда существенно изменяются технико-экономические взаимоотношения между структурами ЕЭС России, по-прежнему высока роль релейной защиты и автоматики в обеспечении управляемости и надежности работы энергосистем и энергообъединений.

 


В связи с этим согласованная научно техническая политика в области РЗА и ПА должна быть  направлена на решение следующей основной задачи - обеспечение устойчивого и надежного функционирования единой энергосистемы России на основе эффективного использования научно-технического потенциала отрасли, внедрения новой техники и технологий при новом строительстве, техническом перевооружении и реконструкции.

 


При этом на первый план выходит необходимость скоординированных действий и проведения единой, согласованной, научно-технической политики при развитии, внедрении и эксплуатации систем релейной защиты и автоматики энергосистем и энергообъединений независимо от форм собственности и структурной принадлежности.

 


Существующая на сегодняшний день электроэнергетическая инфраструктура обеспечивает достаточно высокий уровень надежности электроснабжения потребителей и устойчивости работы ЕЭС России в целом, в большей степени, за счет развитых систем релейной защиты, противоаварийной и сетевой автоматики, проведения периодического технического обслуживания, относительно высоким количеством обслуживающего персонала.

 


Используемые в настоящее время принципы построения и выполнения систем РЗА и ПА, разработанные еще в Советском Союзе, показали их достаточную эффективность и надежность. Это подтверждается высоким и неизменным процентом правильной работы  устройств РЗА и относительно небольшим количеством системных аварий.

 


Еще 2-3 года назад мы отмечали следующие проблемы, связанные как с технологическим состоянием систем РЗА и ПА, так и с новыми формами функционирования ЕЭС России в условиях рыночной экономики:
•    Большой объем морально и физически устаревшего электрооборудования. Отработали свой нормативный срок свыше 50% устройств РЗА и ПА.
•    Большие эксплуатационные расходы, включающие расходы на техническое обслуживание и ремонты.
•    Значительное снижение использования возможностей научно-исследовательского, проектного комплексов вследствие значительных структурных изменений и крайне ограниченного финансирования;
•    Устаревшая нормативно-техническая база, не отвечающая требованиям закона о техническом регулировании и создавшимся реалиям в части технологических вопросов; (развитие, внедрение, эксплуатация);
•    Отсутствие четкого разделения полномочий между службами РЗА соответствующих структур ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС». 
Сейчас в условиях интенсивных работ, проводимых Федеральной сетевой компанией по реконструкции объектов ЕНЭС с полной заменой систем РЗА и ПА, эти проблемы еще более обострились и требуют безотлагательного решения.

 


Надежды, которые мы возлагали на интенсивное внедрение  цифровых устройств и систем РЗА и ПА, пока не оправдываются.

 


•    На общем фоне общего количества установленных устройств РЗА и ПА (свыше 1,6 млн), по прежнему остается высока доля устройств РЗА и ПА, отработавших свой ресурс.
•    Ожидаемое снижение эксплуатационных расходов, с внедрением современных цифровых устройств и систем РЗА и ПА не наблюдается. А при дроблении служб РЗА на ТОиР, и собственно, эксплуатацию, трудно ожидать такого снижения.
•    Структурные изменения, произошедшие в научно-исследовательском и проектном комплексе не способствуют эффективному использованию накопленного интеллектуального и практического  опыта.

 


•     По прежнему остро стоит вопрос по обновлению нормативно-технической базы и приведению ее в соответствие с законом о техническом регулировании. Работы проводимые в этой части НТЦ Электроэнергетики носят формальный характер. В то время как, проекты НТД в области РЗА и ПА требуют анализа и  обсуждения  специалистами всех субъектов электроэнергетики. 
•    В условиях внедрения МП устройств РЗА и ПА различных производителей ощущается недостаток единых, согласованных нормативно-технических и руководящих материалов.
•    Реформирование электроэнергетики затронуло и изменило всю структуру эксплуатации РЗА и ПА ЕЭС России.  Если раньше, четко выстроенная иерархическая структура эксплуатации РЗА и ПА: службы РЗА ЦДУ, ОДУ, центральные службы РЗА энергосистем, местные службы РЗА, эффективно и слаженно выполняли свои функции, то в новой структуре электроэнергетике, еще   не установившаяся, раздробленная, структура эксплуатации  зачастую приводит к параллелизму выполняемых функций.

 


Техническая политика, проводимая каждой компанией, субъектом электроэнергетики, представляет собой комплекс мероприятий с подключением интеллектуальных и финансовых ресурсов включающих следующие основные направления:

 


1.    Изучение и использование международного и отечественного научно-технического опыта, организация проведения НИОКР;
2.    Совершенствование проектной деятельности, экспертиза проектов;
3.    Создание и внедрение систем РЗА и ПА на основе новой техники и технологий, в том числе пилотных проектов;

 


4.    Организация аттестации устройств и систем РЗА и ПА (Экспертизы, сертификация, МВК и.т.п.);
5.    Нормативно-техническое обеспечение развития, внедрения и эксплуатации систем РЗА и ПА;
6.    создание эффективной системы эксплуатации систем РЗА и ПА.

 


Проведение единой, согласованной, НТП преследует цель сохранения управляемости и надежности функционирования ЕЭС России.

 


Но в результате реструктуризации электроэнергетики созданы самостоятельные компании (ФСК, СО-ЦДУ, ОПГК). В этой ситуации затруднен процесс проведения единой НТП по следующим причинам:
•    Отстаивание каждой компанией своих корпоративных интересов;
•    Использование каждой компанией административного ресурса при формировании нормативно-технической базы и допуске (аттестации) оборудования .

 


В части формирования нормативно-технической базы каждая компания выстраивает приоритеты разработки НТД в своих интересах, зачастую без учета интересов других субъектов электроэнергетики. Практически ощущаются трудности при согласовании разрабатываемых нормативно-технических документов, что ведет к затягиванию процесса формирования нормативно-технической базы.

 


Вокруг допуска (аттестации) оборудования создалась совершенно неприемлемая обстановка. ФСК допускает на объекты ЕНЭС оборудование, прошедшее приемку в соответствии с корпоративным регламентом, но для всех других субъектов электроэнергетики достаточно сертификата ЭНСЕРТИКО. К тому же, из-за административного вмешательства видимо в результате  недоверия к приемочной или экспертной комиссии, процесс приемки и экспертизы затягивается на длительное время с затратой значительных трудовых и финансовых ресурсов,  что, в свою очередь влияет на цену устройств РЗА и ПА.

 


Учитывая вышеизложенное предлагаю уважаемой конференции вернуться к вопросу создания Ассоциации инженеров релейщиков или общества инженеров релейщиков в форме некоммерческого партнерства, представляющих интересы, компаний. работающих в сфере разработки и производства устройств РЗА, компаний по выработке, передачи и распределению электрической энергии, осуществляющих оперативно – диспетчерское управление и эксплуатацию устройств РЗА.

 


Изменения, произошедшие в России с 1990 по 2008 годы, отразились на всех отраслях промышленности. Были разрушены существовавшие экономические отношения и связи,  появились новые реалии.

 


Предпосылками для создания такого общественного объединения является:
•    Реформирование электроэнергетики и создания независимых компаний ОАО «ФСК ЕЭС» ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» генерирующих и сетевых компаний; 
•    Изменение структуры управления электроэнергетикой;
•    Формирование конкурентного рынка поставщиков систем РЗА;
•    Несовершенство существующей нормативно-технической и правовой базы, отстающей от развития техники и от экономических отношений;
•    Отсутствие четкой системы взаимоотношений между компаниями – субъектами электроэнергетики;
•    Необходимость координации вопросов разработки, проектирования,  внедрения, эксплуатации и развития систем РЗА.

 


Произошедшие изменения негативно отразились на механизмах выработки единой технической политики в области РЗА. Фактически потерян координирующий и регулирующий орган, роль которого прежде выполняли Главтехуправление Минэнерго СССР, а потом Департамент науки и техники (научно-технической политики) РАО «ЕЭС России, а также  Федосеевская комиссия по РЗА при ГНТК. Ситуация характеризуется отсутствием четкой системы взаимоотношений между компаниями – субъектами электроэнергетики.

 


Разделение единой электроэнергетической системы России на самостоятельные хозяйствующие субъекты не избавляет от необходимости координации вопросов разработки, проектирования,  внедрения и эксплуатации систем РЗА. Элементы, входящие в системы РЗА, должны работать согласованно вне зависимости от их балансовой принадлежности. РЗА – это основа надёжности электроэнергетической системы.

 


От устойчивости и надёжности функционирования электроэнергетической системы зависят промышленные и государственные предприятия и, даже, жизни людей. 
Недопустима ситуацию, когда надёжность функционирования РЗА может стать заложником противоречий между хозяйствующими субъектами, или стать жертвой недобросовестной конкуренции производителей.

 


Основными целями создания Ассоциации (объединения) являются:
-    Координация деятельности членов Ассоциации для выработки и реализации единой научно-технической политики, нормативно-технического и правового регулирования в области развития и эксплуатации систем РЗА и ПА в ЕЭС России.
-    Представление и защита общих интересов членов Ассоциации в условиях реструктуризации электроэнергетики и структурной перестройки экономики.

 


Деятельность Ассоциации должна базироваться на следующих принципах:
1)    Соблюдения баланса между интересами всех организаций и лиц, работающих в области РЗА на основе признания общей ответственности за работу систем РЗА в Российской Федерации.
2)    Соблюдение норм российского и международного права, общепринятой научной и деловой этики.
Ассоциация создается как площадка для обсуждения актуальных проблем в области РЗА. Дискуссии между членами Ассоциации являются не только допустимыми, но и необходимыми.

 

 

При ведении дискуссий члены Ассоциации должны руководствоваться следующими правилами:
1)    Общение членов Ассоциации строится на базе безусловного взаимного уважения.
2)    Обсуждение любых спорных вопросов членами Ассоциации допускается только в форме корректной научной полемики, базирующейся на объективных фактах, экспериментах и научных исследованиях.
3)    Конечной целью дискуссий является разработка и утверждение Ассоциацией принципов и подходов, являющихся современными и технически грамотными. Главным критерием оценки должна быть прогрессивность технических решений, понимаемая как увеличение надёжности систем РЗА и повышение их эксплуатационных характеристик.

 


Основная функция: Координация проведения НТП в области развития и эксплуатации систем РЗА в ЕЭС России.

 


Основные задачи: 
1.    Формирование и проведение единой научно-технической политики;
2.    Организация разработки и пересмотра НТД по РЗА;.
3.    Организация мониторинга функционирования систем РЗА в ЕЭС России.
4.    Организация приемки (аттестации) новых видов устройств и систем РЗА.

 


Конечно это еще неполный перечень задач, но мне кажется созданная структура должна быть независимой от администрации компаний, и функционировать на основе взносов учредителей и членов Ассоциации.

 


Инициатива создания такого объединения выдвигалась еще на  прошедшей 16 - 19 мая 2006 года XVII научно-практической конференции «Релейная защита и автоматика энергосистем – 2006».  За прошедший период были разработаны основные документы по созданию Ассоциации, проведены обсуждения документов на встречах инициативной группы.

 


Обращаюсь к участникам  XVIII научно-практической конференции «Релейная защита и автоматика энергосистем – 2008» принять решение о практической поддержки создания Ассоциации. В состав Ассоциации (объединения) приглашаются учреждения, предприятия и организации любых форм собственности, занимающиеся разработкой, производством, проектированием и эксплуатацией оборудования релейной защиты и автоматики, противоаварийной автоматики, систем АСУ ТП объектов электроэнергетики и просто специалисты релейщики.

подписка на новости
 
информационные спонсоры и партнёры ГК ЭВР
 
сотрудничество
 
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ © 2003—2011 ГК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ РОССИИ